Данная статья предлагает рассмотреть возможные дефекты рулевого управления и способы их исправления, а также виды ТО.
При ТО-1 проверяется состояние стопорных шайб и шкворней:
- крепление и шпилинговка гаек сошек;
- рычаг поворотной цапфы и шаровых пальцев;
- затяжка клиньев и гаек карданного вала рулевого управления;
- свободный ход шарниров рулевых тяг и рулевого колеса;
- герметичность в системе усилителя рулевого управления и уровень смазки в бачке гидроусилителя (кроме работ по ЕТО).
При ТО-2 проверяют зазоры рулевого управления, шкворневых соединений и шарниров рулевых тяг:
- углы постановки передних колес;
- состояние упорных подшипников и цапф поворотных кулаков;
- крепление картера рулевого устройства и клиньев шкворней, а также рулевого колеса и колонки;
- герметичность деталей и узлов гидроусилителя;
- крепление и/или состояние карданного вала.
Основными дефектами рулевого управления являются:
- износ ролика вала сошки и вала винта (или, как говорят, “червяка”);
- износ подшипников, втулок и мест их посадки;
- изнашивание отверстия в картере и поломка фланца крепления картера (появление трещин);
- погнутость тяг;
- ослабление крепежа рулевого колеса на валу;
- износ составляющих шаровых соединений рулевых тяг.
При ремонте ролика вала сошки (винта), как правило, обнаруживается, что его рабочая поверхность сильно изношена, а ролик вала сошки имеет трещины. В данном случае их заменяют на новые (поскольку ремонту как таковому они не подлежат).
При износе подшипников, втулок и мест их посадки, восстанавливают их хромированием и последующей подгонкой под необходимый размер. Благодаря постановке втулки можно восстановить изношенные места посадки подшипника. Втулка запрессовывается в предварительно расточенное отверстие в картере, после чего шлифуется под необходимый размер.
Все поломки фланца крепления картера устраняются заваркой газовым пламенем, а изношенное отверстие в картере подгоняется под нужный размер. Погнутость тяг можно устранить выправлением в холодном состоянии.
Причина ослабление крепления рулевого колеса на валу – неисправность гидравлических усилителей. Она выражается в отсутствии усиления, а также недостаточным или неравномерным усилением при повороте в разные стороны.
Изношенные, а тем более имеющие сколы и задиры детали шаровых соединений рулевых тяг, заменяются новыми и ремонту не подлежат. Сломанные и ослабевшие пружины также заменяются новыми.
Из выше перечисленного можно сделать вывод, что произвести ремонт не так уж и просто.
Рассмотрим способы контроля технического состояния:
- детали рулевого управления осматривают для выявления дефектов, заметных глазу, а при невозможности осмотреть
- рулевое управление сверху используется смотровая яма;
- контроль крепления колонки и рулевого колеса производят приложением к нему физической силы, качание и
- перемещение рулевого колеса не допускаются;
- покачивая рулевое колесо на 40-50 градусов около нейтрального положения, работники проверяют крепление рычагов
- поворотных цапф и картера рулевого механизма;
- прилагая усилия к деталям привода, можно определить надежность крепления соединений;
- работу ограничителей поворота можно оценить визуально — для этого достаточно поворачивать колеса до упора в каждую из сторон;
- проверка рулевого управления осуществляется путем проверки давления в системе гидроусилителя — замеры производят с помощью манометра, установленного в нагнетательную магистраль, при включенном на малых оборотах двигателе, поворачивая колеса в разные стороны до полного упора;
- герметичность соединений рулевого привода проверяется при свободном положении рулевого колеса, а также путем удержания колеса в крайних положениях (при этом двигатель должен быть включен);
- пределить состояние шарниров рулевых тяг можно, прилагая переменные усилия к рулевому колесу.
Видео сюжет расскажет, как сделать ремонт рулевого управления