Заточка коньков – требует не просто умения точить, но и хороших знаний о процессе катания. Потому что точатся коньки именно с учетом специфики катания на коньках. Но информации об этом слишком мало, и найти ее не так просто.
Здорово уметь профессионально кататься на коньках. Особенно важно это умение для хоккеистов. Сегодня мы поговорим, как затачивать хоккейные коньки, потому что это более сложный процесс по сравнению с фигурными коньками. Но можно выделить общие действия для заточки и одних, и других. Правильно заточенные коньки помогают игрокам (фигуристам) значительно прогрессировать в своем мастерстве катания.
- баланс и лучший контроль лезвия;
- более быстрое и качественное скольжение;
- лучшее ускорение и более быстрые вращения;
- уверенность в своем катании и удовольствие от процесса.
- Разные внешняя и внутренняя сторона лезвий, что приводит к чувству дисбаланса на льду и потере равновесия. Такая заточка характерна при работе кустарными методами.
- С разных участков лезвия снимается разное неточное количество стали. К примеру, очень много стали удаляют в области каблука и носка. Это приведет к дисбалансу конька и отсутствию поддержки лезвия. Помимо этого, при неквалифицированной заточке появляется перегрев лезвия, что ухудшает стойкость лезвия.
- Неверный контур (профиль) лезвия или радиус выемки (желобка), что ухудшит качество катания. После затачивания лезвия с большим или меньшим от положенного радиусом контура (профиля) или с более глубоким или мелким желобком, катающийся на коньках человек, почувствует, что коньки не имеют достаточного контроля.
Источники проблем
Часто хоккеисты катаются на лезвиях, которые сильно изношены или лезвиях с формой банана, что уменьшает скорость катания. Неиспользованные еще лезвия имеют свой заводской радиус контура конька, который зависит от модели и размера конька. И практика показала, что такой профиль не лучший для достижения желаемой скорости. Еще одно замечание состоит в том, что фабричный контур лезвия делается одинаковым для всех. Хотя фабричный контур (профиль) лезвия и неплохо работает, но гораздо лучше сформировать оптимальный профиль под каждого игрока, что поможет в достижении оптимального преимущества. При начале обучения катанию детей, фабричный профиль лезвия обеспечивает недостаточное соприкосновение льда с лезвием. А так как чувство равновесия и скорость фигуриста постоянно развиваются, то достаточно трудно научиться хорошо кататься. Ситуация нередкая, когда фигурист тратит усилия, чтобы устойчиво стоять на коньках, а в это время можно было бы развивать навыки катания. Хорошо подобранный радиус профиля поможет обеспечению большего контакта лезвия со льдом, что приведет к более качественному процессу обучения.Важные требования к заточке коньков
- В последнее время заточка коньков двигается к европейскому стилю, обеспечивающему уменьшение силы трения и более качественное катание.
- Для получения более высокой скорости, рекомендуется использовать комбинацию разных радиусов профиля и желобка.
- Под разные стили катания должна применяться своя определенная заточка. К примеру, стиль «бабочки» нуждается в хорошем схватывании с поверхностью для быстрого передвижения из стороны в сторону, смены позиций по вертикали. Для этого была введена заточка с двойным желобком. Ее смысл в том, что конек затачивается очень остро (это больший желобок), к примеру, в районе каблука или носка, а не так остро (это меньший желобок) в центре, что обеспечивает скользящее движение.
- Однако нельзя затачивать носок конька очень агрессивно, чтобы данная часть конька не стала опасной при движении задом наперед.
Контур (профиль) лезвия
Эта часть определяет пространство для контакта со льдом лезвия. Затачивание конька предполагает баланс между силой трения и поверхностью схватывания. В процессе движения человек на коньках пытается максимизировать и сохранить скольжение. Следовательно, между льдом и лезвием сила трения должна быть сведена к минимуму благодаря правильному контуру лезвия. Хорошее скольжение необходимо и для того, чтобы превращать силу в ускорение, движение и быструю остановку.
Контур лезвия нужно подбирать, учитывая вес и преимущества в катании. Больше ваш вес — требуется больше контур лезвия для соприкосновения со льдом, чтобы равномерно распределять ваш вес. Но не менее важно, чтобы ваше тело приспособилось к новому профилю.Для коньков есть рекомендованные радиусы контура (профиля). Современный высокий уровень катания нуждается в увеличении маневренности, быстрых стартов, лучшего перекрестного катания, вращения и т.п.
Больший радиус контура лезвия (когда большая часть лезвия прикасается ко льду) дает возможность катающемуся получить лучшую стабильность и баланс, высокую скорость, а уменьшить трение. Но с другой стороны, способность делать быстрые повороты заметно снижается. А меньший радиус контура лезвия даст большее трение, из-за уменьшения величины контакта между льдом и лезвием. Это повышает давление на лезвие и погружает его в лед. В свою очередь деформация льда приводит к большей силе трения. Поэтому катание на коньках, имеющих более короткий радиус, улучшает маневренность во время коротких и быстрых поворотов.
У лезвия есть три части:
- Каблук — занимает 20% лезвия. Каблук выполняет функцию баланса, вращения, перемещений, поддержки, остановок при поворотах и перекрестного катания.
- Середина — занимает 60% лезвия. Используется, в основном, при катании с давлением для продвижения или для движения на передней ноге. Помогает вращениям и поворотам, рывкам, остановкам при перемещении.
- Носок — это 20% лезвия. Применяется при рывках и ускорении, обратном катании и вращениях на носке. Бывают систематические перемещения между разными секторами лезвия.
Наклон — это угол опоры лезвия на лед. Наклон влияет на баланс тела катающегося. Имеются конкретные рекомендации, касающиеся величины наклона для коньков. При наклоне лезвия назад , теряется способность к ускорению, нарушается правильный баланс тела. Очень большой наклон применяют для форвардов, опирающихся на носочки.
Точка вращения
Находится точка вращения в центре поверхности скольжения, в основном там и протекают вращения и перемещения между катанием назад и вперед. Следует придерживаться четких рекомендаций по расположению на лезвии точки вращения. При катании или стойке в идеальной для катания позиции на определенном расстоянии от середины лезвия находится центр тяжести.
Желобок (выемка)
Желобком называют вогнутую заточку нижней поверхности лезвия. Его функция заключается в увеличении
скольжения. Маленький радиус желобка приведет к лучшему скольжению, но также и к увеличению силы трения. Напротив, большой радиус даст небольшое скольжение, но обеспечит меньшую силу трения. Меньшая сила трения — правильное скольжение, которое является важным для ускорения, остановок и рывков.Процесс доводки коньков
После заточки лезвие нуждается в доведении, чтобы получить желаемую остроту заточки и желаемый угол.
Делается это тремя способами:
- Убираются заусенцы на лезвии с помощью специального алмазного абразивного бруска. Такой вариант ведет к хорошему качеству конечной доводки.
- Убираются микрочастицы от шлифовки с помощью специального полировочного камня.
- Доведение лезвия с помощью грубого доводочного камня, ставящегося под определенный угол к граням лезвия. Что придает лезвию достаточно хорошее сцепление и необходимую режущую кромку.
Варианты 2 и 3 рекомендуются для спортсменов.
Если применяли вариант 3, то рекомендовано использование специального масла, уменьшающего между льдом и лезвием силу трения. Также это способствует снижению количества застревающих на коньке снега и льда.
Выводы:
- Правильные радиусы контура лезвия и желобка имеют сильное влияние на быстроту, скорость и улучшение умения катания.
- Профиль лезвия и желобка применяются по большому счету для балансирования силы скольжения и трения, чтобы подгонять конек под предпочтения игроков в вопросах катания.
- Наклон и профиль лезвия определяют при катании правильный баланс.
- Все виды коньков нуждаются в доводке лезвия.
Квалифицированные мастера по заточки коньков советуют делать при заточке меньший съем металла, но заточку делать более частую. Лезвия всегда должны быть в отличной форме, каким бы видом спорта вы не занимались.