Количество ремонтируемых дорог в обеих российских столицах, на первый взгляд, может вселять бодрый оптимизм. Однако, внимательно присмотревшись к тому, как зачастую снимается хороший асфальт, а на его место кладется такой же, или наоборот, асфальт, который уже давно требует, чтобы его сняли до основания, а постелили новый, латается и приобретает вид одеяла в стиле «пэчворк», начинаешь задумываться над смыслом  и качеством подобного труда.

К тому же, какая бы видимость строительства дорог не создавалась, московские пробки уже успели стать притчей во языцех. Постоянно растущее число личного автотранспорта требует кардинального решения дорожной проблемы, строительства новых дорог, развязок и парковок.remont-dorog6

В чем же причина такого бедственного положения дорожной отрасли? Ответ, как ни странно, прост и банален: цена строительства автомобильных дорог по сравнению с мировыми мерками настолько велика, что не позволяет даже за счет солидного бюджета решить транспортную проблему.

Вице-премьер Сергей Иванов осенью 2010 года на встрече со студентами Санкт-Петербургского государственного университета пытался объяснить этот факт тем, что европейские власти при расчете стоимости дорог не учитывают цену на землю, в то время как в России при определении расценок на строительство учитываются все факторы, однако подобная попытка оправдаться выглядит не слишком убедительно.

Еще свежи в памяти нашумевшие дела о хищениях при строительстве МКАД под руководством СУ-802, которые были тихо закрыты в 2008 году, а выводы Счетной палаты о коррупции и нецелевом использовании бюджетных средств при строительстве московских дорог так и не увидели свет.

Обратимся к цифрам. Стоимость строительства Третьего транспортного кольца Москвы составляет 117 млн. долларов за километр, а Московской кольцевой – 100 млн. По сравнению с западными расценками средняя цена строительства километра дороги завышена более, чем в десятки раз! Так, в США стоимость строительства километра четырехполосной дороги составляет в среднем 5 млн. долларов, а километр высококлассного скоростного автобана в Германии – 8 млн. евро. Вместе с тем, при таких расценках качеству наших дорог очень далеко до европейского.

Монополия и коррумпированность данной отрасли не позволяет прийти на этот рынок честным и квалифицированным подрядчикам, которые просто не имеют доступа к фиктивно проводимым на строительство этих объектов аукционам, а многочисленные цепочки посредников приводят к многократному удорожанию стоимости строительства. Кроме того, следствием извечного желания российских строителей отрезать часть «пирога» в свой карман является низкое качество строительства, когда всплывают многочисленные факты того, что не соблюдаются технологии и строительные нормы, а дорожное покрытие не досчитывается сантиметров покрытия и тонн щебня, асфальта и бетона.