794_2553_1_cleanСреди большинства автоматических коробок передач имеется тенденция выходить из строя именно в зимний период. Это случается по нескольким причинам. Первой причиной является температура со знаком минус окружающей среды, пагубно влияющая на ресурсы АКПП когда авто начинает движение (после запуска двигателя). А второй причиной является пробуксовка колес авто на льду, когда авто начинает движение или пробуксовка колес автомобиля на месте, когда он застрял.

Подготовка автомобиля к зимнему использованию сводится обычно к замене масла в двигателе и фильтра, к замене колес. Поэтому рекомендуется подготовить к зимнему периоду еще и ваш «автомат». Не нужно ждать наступления холодов: если подошло время плановой замены гидравлической жидкости с фильтром в автоматической коробке - то лучше менять все заранее.

Что происходит в зимний период? При эксплуатации автоматической коробки на протяжении года ATF - гидравлическая жидкость будет терять свои эксплуатационные качества: устойчивость к окислению, постоянная вязкость при разной температуре, устойчивость к вспениванию и многие другие. ATF стареет, причем процесс старения проходит быстрее в летний период, – при использовании “автомата”, когда температура может доходить до + тридцати градусов. Еще гидравлическая жидкость сильно загрязняется продуктами, которые образуются при износе стальных  и фрикционных дисков, втулок АКПП, поэтому, большинство этих продуктов износа остаются на магнитах в поддоне и в фильтре АКПП, а самое маленькое количество накапливается в гидравлическом блоке.

С наступлением холода будет начинать образовываться конденсат. Он будет образовываться не только в карбюраторах, но и в корпусах АКПП, что-то испарится, а что-то останется в фильтре АКПП. Поэтому нужно завести автомобиль в -20 или в -30, прогреть двигатель, но АКПП на «P» или «N» не получится прогреть никогда. ATF будет вязкая и густая, давления также катастрофически не хватает, а втулки также плохо работают (режим масляного голодания) несколько минут, пока нам необходимо прогреть двигатель. Трогаемся с места. В это время АКПП переключится со 2-й на 3-ю передачу. В этом случае гидравлическая жидкость не прогревается до рабочей температуры, а фильтр АКПП загрязняется продуктами износа, поэтому будет не хватать давления на выходе и могут начать подгорать фрикционные диски. Ресурсы АКПП большие, однако, таким образом их можно успешно сократить до 50.000 км. Иной вариант: ATF будет густая, давление на фильтр будет большое, также будет продавливаться фильтр, вырываться куски фильтрующего элемента, клапаны не будут справляться, они могут замерзнуть, поэтому давление будет выдавливать резиновые уплотнения, прокладки и кольца.

Рекомендация 1

  • Если фильтр с гидравлической  жидкостью с фильтром не менялись в автоматической коробке больше 30.000 км пробега, а холодная зима наступает, то рекомендуется поменять фильтр АКПП и ATF. Если ATF имеет коричневые, темные, черные цвета, а может, и вкрапления алюминиевых частиц, то менять необходимо в не зависимости от пробега автомобиля.

Рекомендация 2

  • 794_2553_2_cleanЕсли завести автомобиль на морозе, дать двигателю немножко прогреться, то дальше начинаем прогревать АКП.  Необходимо нажимать на педаль тормоза, а рычаг выбора диапазона переключить на “L” (можно еще “D” или на “R”). Если ваш двигатель “заглохнет”, то необходимо дать ему больше прогреться. После включения коробки передач  должна появиться вибрация, и ДВС может “затроить” – что происходит при интенсивном трении гидравлической жидкости в водном трансформаторе АКПП из-за того, что насосное колесо будет вращаться, а турбинное колесо затормозить до тех пор, пока не будет выключена передача или не опущена нога с тормоза. Возникнет трение жидкости между турбинным и насосным колесами, молекулы ATF будут начинать интенсивно разогреваться. Насосом АКПП постоянно подпитывается гидротрансформатор, а с гидротрансформатора осуществляется слив ATF в поддон коробки передач. Сколько необходимо держать ногу на тормозе? Это зависит от температуры воздуха, а также от объема ATF в АКПП. Чем больше АКПП и чем холоднее, тем дольше, необходимо прогревать (примерно 5-8 минут).

Рекомендация 3

  • В начале движения необходимо поставить рычаг выбора диапазона переключения передачи на “L”, не нажимая больше 1/3 педали газа (акселератора), далее нужно проехать 50-100 метров, и перевести рычаг на 2, затем на 3 и “D”. За это маленькое время гидравлическая жидкость совершает несколько проходов по АКПП, попадает теплой в муфты включения передачи, а, при том, что скорость небольшая, процесс включения муфт проходит в оптимальном щадящем режиме, без износа фрикционных деталей.
  • Если вы имеете электронно-гидравлическую систему управления АКПП, то, скорее всего, у вас уже есть программа управления ею в зимний период. Есть кнопки, которые обычно расположены на приборном щите или рядом с рычагом диапазона переключения передачи. Кнопки для зимней программы такие: “W”, “WINTER”, “SNOW”,  “*”, “HOLD”. При нажатии этих кнопок, АКПП начнет работать по алгоритму, который исключает пробуксовку колес в то время, когда автомобиль трогается с места, иными словами, будет вообще исключена работа 1-й передачи, и автомобиль начнет движение со 2-й передачи.
  • Во время начала движения всю нагрузку на себя принимает гидротрансформатор, который поглощает и сглаживает все рывки. А гидравлическая жидкость АКПП при этом будет нагреваться сильнее, чем в обычном режиме, поэтому в летний период нельзя пользоваться зимней программой.

Рекомендация 4

  • 794_2553_4_cleanЭта рекомендация для водителей, которые любят давить на «газ». Не рекомендуется резко нажимать на педаль акселератора, особенно в том случае, когда дорожное покрытие в зимний период неоднородно, например, имеются участки дороги сухого асфальта вперемежку с участками, которые покрыты льдом. Необходимо стараться преодолеть данный участок без ускорений.
  • Все дело в том, что автомобильные колеса, попадая на ледяной участок, могут пробуксировать на месте, «автомат» переключится на повышенную передачу. В это время колеса попадут на сухой асфальт и «автомат» резко переключится на низшую передачу, и так несколько раз за короткий промежуток времени. При этом трансмиссией будут испытаны огромные нагрузки. При дальнейших нагрузках может оборваться тормозная лента в АКПП, и тогда пропадут 2–4-я передачи. Это в первую очередь относится ко всем автоматическим коробкам HYUNDAI , MITSUBISI и к некоторым «автоматам» FORD и CHRYSLER.

Рекомендация 5

  • Если автомобиль застрял. Перед тем, как нажимать на «газ», необходимо поставить рычаг выбора диапазона в положение “ L ” или “1 ”. Теперь можно будет попробовать выехать, однако педаль газа (акселератора) необходимо нажимать не более 1-3 раз. Если пробовать выехать при диапазоне “D” , когда ваш автомобиль застрял, и давить при этом на педаль со всей силы, то произойдет следующий факт: одно колесо, обычно, блокируется, а второе вращается со все большей скоростью, АКПП переключится на 2 – 3 – 4-ю передачи, а нагрузка все равно будет большой. Что произойдет, если выехать из болота на четвертой передаче? Конечно, в лучшем случае только сгорит сцепление, а в худшем – может развалиться и корзина. Аналогичная ситуация будет на «автомате» – погорят фрикционные диски. Также бывает, что диски не просто сгорают, а могут сплавиться друг с другом с опорным диском, так как температура в месте их контакта может быть в 600 градусов Цельсия. Что же будет с гидравлической жидкостью в таком случае? Начнется ее быстрое старение. Нагрузки на дифференциал с главным редуктором тоже очень большие, их легко можно “посадить”.